Эльбрус — День 2

Vjaceslavs Kreidikovs
5 min readAug 15, 2021

День 1 находится тут

Проснулись ранним утром. Нагуленный долгой дорогой сон, в палатке, на свежем воздухе самый классный. Засыпаешь моментом, просыпаешься бодрячком и полным сил. Всегда бы так!

Посмотрел на часы, уже 6 30 утра, в 8 нам надо выходить наверх. Я очень ждал этого момента, потому быстро вылез из спальника, пошел умываться.

Не смотря на такое раннее утро, лагерь кипел жизнью, местные женщины уже вовсю кухарили и гоняли детей, чтобы те быстрее занимались чисткой картошки, приносили воду, крупы и специи.

По возвращению к палатке, Лиля уже тоже проснулась и занималась сборкой своего инвентаря. Сергей объяснил что и как мы будем упаковывать -

В целом, вот видосик :) насколько это простая задача.

После двух перепаковок, мне удалось впихнуть невпихуемое и рюкзак стал весить 20+ кг. В базовом лагере, все были оптимистичны и радовались что наконец-то пойдем в настоящие горы! Убрал всё ненужное и лишнее (телефон в том числе), мне в горах он не пригодится, да и связи там нет.

На базовом лагере есть такая услуга — носильщики вещей. Они берут твои рюкзаки и тащат их на гору, чтобы тебе было проще подниматься (очень популярная услуга на высоких горах — по типу Эвереста — там носильщиков называют Шерпа\ы). Соответственно какая-то часть вещей идёт к ним в сумку какая-то часть вещей идет к тебе в сумку и нагрузка распределяется, и идти тебе значительно проще. Конечно же, это без это не бесплатная услуга. Ну и соответственно, как вы наверно догадались, я отказался от этой услуги и решил что мы сами справимся.

Цель на день была — добраться с Базового лагеря (там где мы сейчас), до полянки на высоте 3200, разбить лагерь, поставить палатки и выгрузить всё что нужно для ночевки. Затем загрузить рюкзаки тем что нам не пригодится на этой высоте (ледорубы, верёвки, газовые баллоны, вещи и еду) и занести это все на 3800 метров, сделать акклиматизацию (пробыть на этой высоте 30–50 минут) и вернутся ночевать на 3200.

Это нужно для того, чтобы организм понемногу привыкал к более низкому давлению (чем выше высота, тем давление меньше, сложнее дышать, голова кружится, появляется рвота, и прочие радости).

Идем 30 минут, поход нормальный. Сумка немного жмет на плечах, я не первый раз в горах, но первый раз такой груженый. Первый раз идем такой маленькой группой (чем больше группы, тем легче раскидать равномерно запасы еды, горелки, палатки и тд), что сказалось на весе сумок. Первый раз идем на такую серьезную вершину, то есть нужно больше серьезного инвентаря, верёвок, карабинов, страховок, и тд. У Лили сумка тоже около 16–18 кг, при ее собственном весе в 60кг. Гордо идет, не ноет!

Красотища, солнышко светит, красивые виды, рядом течёт горная река. Путь был не из легких, жара, палящее солнце, рюкзак в 22 кг, удовольствие крайне сомнительное. Обычно в такие моменты ты идешь и думаешь…. “А наx**я??? Вот зачем я сюда приехал, чтобы страдать? А зачем?” и нет никакого другого, более умного ответа чем — просто посмотреть на гору и понимать, что вот затем чтобы туда залезть.

И ты идешь, и идешь еще. Начали жутко ныть плечи и спина, а мы не прошли еще половину дневного маршрута.

Добрались до полянки — “поляна Эммануэль”, где будем ночевать высота 3200 метров… Фух! Я реально устал. Плечи до сих пор болят, странно, вроде не должно быть такого, сняв рубашку увидел две гигантские параллельные гематомы на месте ремней сумки. Оптимизма к ситуации это не добавило, реально первый день…а я уже никуда не хочу :) а еще 9 дней вот так. Ну да ладно, надо собраться и идти разбивать лагерь, впереди еще 4 часа подъема (с более лёгкими сумками), что не может не радовать.

Высота 3500 — зелень, трава и живность почти закончилась, вместе них теперь острые камни, грязный снег и мокрый туман от облаков. Местами приходится карабкаться вертикально вверх, уже чувствуется разряженный воздух, голова начинает немного болеть. Каждый метр дается с большим трудом, хоть рюкзак и не так жмет, но идти действительно тяжко. Лиля держится молодцом, но видно как ей сложно… мы забрали у нее часть веса сумки.

Привалы… я вам говорил как я люблю привалы!?

Это лучик света во всем этом рутинном кошмаре. Ты можешь скинуть сумку, достать термос, хлебнуть горячего чая, согрется, чуть размять плечи и просто посидеть на камне, поглядеть на высоты и красоту дикой горной природы. Так сидишь, и все настолько умиротворенно, хорошо и идти никуда не хочется. Знаете что я больше всего не люблю в привалах? Они заканчиваются… И ты встаешь, одеваешь сумку, и ползешь наверх.

Высота 3800 -

УРА! Мы это сделали! Добрались до “Штурмового лагеря Лакколит” (штурмовой — оттуда “штурмуют” вершину). Я уже несколько раз был на вершинах (Казбек 5000, фудзияма — 3770), так что примерно понимал что меня ждет и обычно легко переносил “горную болезнь”.

Но в этот раз было как-то намного жестче чем обычно. Не знаю с чем это связано, либо я был не так хорошо готов физически, или условия подъема более тяжелые, но выгрузив сумку, я просто привалился к камню около входа в лагерь и начал зеленеть. Думаю если бы рядом были растения, я бы смог с ними посоревноваться в фотосинтезе.

Мне так понравилось на этой высоте, что я даже решил поделится своим завтраком и обедом с безлюдной почвой. Дважды.

Задача была провести 30–40 минут на 3800, чтобы пройти акклиматизацию, и вам было легче завтра подниматься выше.

Вокруг нет жизни, ни сусликов, ни орлов, вообще нет никаких животных, букашек, травы и даже звуков кроме ветра рассекающего камни. Снег плешивыми пятнами скрывает куски гигантских валунов.

Представили пейзаж? Я слышу как на фоне наш инструктор разговаривает с другим инструктором, с кем видимо давно не общались и они обмениваются “кул стори”, кто из их знакомых альпинистов умер и на какой вершине и почему.

И вот ты сидишь на земле, голова находится на холодном камне и тебя тут никто не ждет,, все тело ноет, голова болит, еда рвется наружу, и снова думаешь а нахрена? И снова не находишь ответа, кроме как — потому что вот же она, гора, на нее можно залезть, а вершины даже не видно в облаках и вьюгах…

Прошло 45 минут, и рассказы о далёких, более высоких и опасных горах прервались. Нам надо идти вниз, чтобы успеть до сумерек в лагерь. Тяжело координируя ноги, с опухшей головой я неуверенно спускался вниз. Каждые 100 метров вниз я ощущал как оживает мой организм. Стало настолько легче идти, голова прошла и появилось чувство голода (еще бы, учитывая сколько я скинул там, наверху :) ). Лиля более легко переносила эти перепады.

Добрались до лагеря, мне уже стало совсем хорошо. Мы погрели еду, и ливанул шквальный дождь. Мы еле успели и сныкались в палатку. Пьем заварной кофе, полнейшая темнота, не видно вообще ничего и на меня нахлынули детские воспоминания.

Я в деревне в Беларуси, мне 8 лет, мы ночуем в сарае с дырявой крышей на сеновале. Везде молнии, гром, шквальный ветер завывает через дыры в потолке, сено становится мокрым, молнии сверкают и мы с сестрой и бабушкой поем песни, чтобы не было так страшно. Алёна Свиридова — Бедная овечка. Да-да, я знаю… выбор так себе, но мне было 8 лет, овечка же! :)

Так и закончился день 2, ну почти.

Ночью у меня жутко прихватило поясницу (я ее повредил в 20 лет), со спазмами мышц у копчика и то бросало в жар, холод и жуткая боль, которая не проходила всю ночь. Я был уверен что мое путешествие на гору завершилось. Глупо и обидно :(

Продолжение следует…

--

--